Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Группы
1.Мебель по росту детей (стул, стол)
2.Игровая мебель
3.Игрушки
4.Конструкторы
5.Физкультурный инвентарь
6.Детская литература
7.Материалы для изобразительной деятельности, художественного творчества
8.Тетради с дидактическими заданиями
9.Магнитофоны
10.Телевизоры
11. Медиатека
13. Методические и дидактические материалы на электронных носителях.
Спальные помещения
Во всех группах оборудованы индивидуальными кроватями по количеству детей.
Туалетные комнаты
В каждой группе оборудованы раковинами для мытья рук и умывания, унитазами, горшечницами в двух группах раннего возраста. шкафчиками для полотенец по количеству детей.
Буфетные комнаты
В каждой группе оборудованы раковинами для мытья посуды, электронагревателями для воды, сушилками для посуды, местом для посуды с готовой продукцией.
Приёмные комнаты
В каждой группе оборудованы индивидуальными шкафчиками для одежды по количеству детей, скамьями,стендом для родителей.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Кабинет дефектолога
Список литературы по коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.
Сенсорное и сенсомоторное развитие
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г Развитие восприятия у ребенка.. – М., 2001
- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С.-П., 2003
- Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространтвенного мышления у детей младшего школьного возраста.– М., 2003
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.– М., 2002
-Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009
-Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет : Пособие для логопеда: В 2-х ч., Ч.1 : Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. - М: «Владос», 2003. Ч.2 : Формирование элементарного графического навыка. - М: «Владос», 2003.
Пространственно-временные отношения
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007)
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007
-Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном» Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина)
Умственное развитие
- Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ, 1995
- Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991
- Бабкина Н.В.Интеллектуальное развитие младших школиников с задержкой психического развития. – М., 2006
-Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007
Нормализация ведущей деятельности
-Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3¬ – 4 классов // В кн. Маркова А.К., Лидерс -А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992
Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи
-Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.
- Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999
-Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995
- Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи– М., 2005
Готовность к восприятию учебного материала, формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков:
-Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития / Под общей редакцией С.Г. Шевченко – М., 2004
- Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
-Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром: Развитие мышления и речи детей 5 – 7 лет с ЗПР (комплект из 3-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
-Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5 – 7 лет. - М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. , Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5 – 7 лет (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь № 1, № 2, № 3. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать: Рабочая тетрадь Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
-Тригер Р.Д. Методические комментарии к рабочей тетради «Слова – названия предметов, действий, признаков предметов»: 2 класс – М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов: Рабочая тетрадь: 2 класс. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.
-Шевченко С.Г., Капустина Г.. Предметы вокруг нас: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
Шевченко С.Г. Природа и мы: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
Список литературы по нарушениям развития.
Задержка психического развития
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. – М., 1982
2. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.
3. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999
4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.
5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001
6. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993
7. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004
8. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007
9. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития М: «Когито-Центр», 2009
10. Дробинская О.А.Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005
11. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей М: Экзамен, 2006
12. Дробинская О.А. Школьные трудности «нестандартных» детей М: «Школьная Пресса», 2006
Аутизм
1. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М: Чистые Пруды 2006
2. Питерс Т., Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию
М: «Владос», 2002 г.
3. Питерс Т., Гилберт К., Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие М: «Владос», 2005
4. Никольская О. С.,. Баенская Е. Р, Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение М: Теревинф, 2005
5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Аутичный ребенок. Пути помощи М: Теревинф, 2005
6. Морозова С.С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: Пособие для учителя-дефектолога М: «Вдадос», 2007
Кабинет психолога
Методическая литература
-
Венгер А. Л. «Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство».
-
Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми».
-
Алексеева Е. Е. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие».
-
Алексеева Е. Е. «Что делать, если ребёнок … Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет».
-
Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей».
Кабинет учителя-логопеда
Логопедический инструментарий:
-
шпатели логопедические
-
зонды логопедические, массажные
-
вата, бинт, спирт
-
настенное зеркало для логопедических занятии (50х100) 1 шт.
Дидактические пособия:
Пособия для обследования:
- интеллекта
- речи
- слуха.
Пособия для коррекционной логопедической работы:
• по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления рассказов с использованием фланелеграфа);
• по грамматическому строю
• по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
• по звукопроизношению
• по фонематическому восприятию.
Пособия для обследования интеллекта, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:
1. Лото с шариками.
2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.
3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.)
4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.
5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.
6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).
7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).
8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.
9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).
10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок — слов омонимов.
12. Слова для составления шарад и ребусов.
13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.
Картотеки:
-пальчиковых гимнастик,
-логоритмических игр,
-дыхательных гимнастик.
Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:
— обувь, одежда
— посуда, игрушки
— домашние птицы, зимующие и перелетные птицы
— домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера
— овощи, фрукты, ягоды
— растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые
— рыбы, продукты питания
— профессии, транспорт
— времена года
— части тела человека
— школа, мебель
— дом и его части
— действия (глагольный словарь)
— занимательные игры.
Дидактический материал по формированию связной речи:
— сюжетные картины
— серии сюжетных картин
— тематические картины.
Звуковая культура:
-
картинный материал для автоматизации поставленных звуков
-
альбом для закрепления поставленных звуков
-
логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков
-
папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков
-
картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»
-
наборное магнитное полотно
-
коробка с разрезными буквами, слогами.
-
Дидактический материал для развития мелкой моторики:
-
пирамидки, матрешки, столик с цветными шарами
-
шнуровки, деревянные пазлы
-
игры головоломки
-
орнамент Н.Зайцева
-
мозаика.
Используемая в работе литература, методические пособия, диагностический материал:
1. Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. – С.-Пб., 2002
2. Соколенко Н.И. Посмотри и назови, т.2 – С.-Пб., 1997
3. Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003
4. Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – С.-Пб., 1997
5. Буденая Т.В., Логопедическая гимнастика. – С.-Пб., 2001
6. Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999
7. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. – С.-Пб., 2004
8. Иношкова О.В. Альбом для логопеда. – М., 2000
9. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – С.-Пб., 2003
10.Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2004
11.Цветкова Л.С. Нейролингвистическая диагностика детей. – М., 2004
Музыкальный зал
Методическая литература:
1. 1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с..
2. Программа «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, 2009 г.
3. «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет» Т. Сауко, А. Буренина. СПб, 2001.
4. БекинаС.И. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и др. – М., Просвещение, 1981 - 158стр.
5. Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких М. ТС Сфера, 2008г.- 96с.
6. 10. Буренина А.И.«Ритмическая мозаика» Санкт – Петербург 2000г.
7. 11. АнтиповаА.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» Москва «Сфера» 2003г.-128с.
8. 12. Каплунова И. «Ансамбль ложкарей» изд. «Композитор» Санкт – Петербург 2015г.-64с.
Дидактические игры:
1.Картотека предметных картинок «Времена года»
2.Картотека с пальчиковыми играми.
3.Картотека композиторов.
4.Дидактические игры: - «Кого встретил колобок» - «Звучащие шарики» - «Колпачки» - «Музыкальное лото» - «Музыкальные инструменты» - «Теремок» - «Узнай и скажи песенку» - «Светофор» - «Три кита музыки» - «Песня, танец, марш» - «Три танца» - «Птички и птенчики» - «Угадай, кто поет»
5. Картотека танцев.
6. Картотека музыкальных инструментов
Наличие оборудованных библиотек
В МДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях и включает в себя: книги для педагогов (методическая и справочная литература); книги для воспитанников (сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей).Методический кабинет ДОУ оснащен справочной и методической литературой для реализации всех направлений развития детей в соответствии с основной образовательной программой:
- педагогические методики и технологии;
- учебно-методические комплекты и учебно-наглядные пособия для работы с детьми; старшего дошкольного возраста (альбомы с развивающими заданиями по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста;
- картины, репродукции, произведениями графики разных художников, произведения декоративно-прикладного искусства;
- аудиокассеты, СД-диски
- электронными образовательными ресурсами.
Наличие оборудованных объектов спорта
Спортивный зал
1. Комплект музыкально-дидактических игр
2. Комплекты резиновых мячей трёх размеров
3. Мешочки с песком
4. Косички для гимнастических упражнений
5. Набор мягких модулей «Поезд»
6. Набор деревянных модулей «Подиум»
7. Комплекты обручей двух размеров
8. Степ-скамейки
9. Массажные коврики
10. Гимнастические скамейки
11.Гимнастическое бревно
12.Шведская стенка с двумя пролётами
13.Мат
14.Наклонная гимнастическая доска
15.Комплекты разноцветных флажков двух размеров
16.Комплект тренажёров «Резиновое кольцо»
17.Комплект тренажёров «Ролик»
18.Тренажёр «Диск здоровья»
19.Комплект детских гантелей
20.Канат
21.Корзины и контейнеры для спортивного оборудования
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
В детском саду созданы условия для организации жизнедеятельности детей на свежем воздухе в течение всего дня. Зоны игровой территории отведены для каждой группы индивидуально. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой группы установлены веранды. На каждой площадке имеются песочницы и игровое оборудование, соответствующее возрасту детей. Все малые архитектурные формы надежно закреплены, находятся в исправном состоянии, без острых выступов, шероховатостей, устойчивые и безопасные.
Состояние и содержание территорий, зданий и помещений ДОУ соответствуют требованиям охраны труда воспитанников и работников.
Предметная образовательная среда групп в достаточном количестве оснащена разнообразным оборудованием и дидактическими материалами по всем образовательным областям в соответствии с образовательными программами, реализуемыми в ДОУ.
Технические средства обучения, используемые в МДОУ соответствуют следующим дидактическим функциям: уменьшение затрат времени, передача необходимой для обучения информации, рассмотрение изучаемого объекта по частям и в целом, обеспечение продуктивной деятельности воспитанников и педагога.